Мото аккумулятор. Как выбрать?

аккумулятор

Аккумуляторы для мототехники делятся на 4 типа:

  • WET 
  • AGM
  • GEL
  • Li-ion

 

WET

Обычная свинцовая батарея с жидким электролитом. Самое простое устройство, вполне надежное в эксплуатации, но имеющее определённые ограничения. Такие АКБ часто продаются в сухозаряженном виде, что очень удобно, потому что датой изготовления, по сути, можно считать день заливки.

Плюсы:

  • Низкая цена.
  • Стабильная мощность пускового тока.

Минусы:

  • Требует контроля уровня электролита.
  • Плохо переносит глубокий разряд.
  • Требует периодической подзарядки.
  • Нельзя наклонять и ставить под углом, запрещено герметизировать.

 

AGM

Это свинцовая батарея с рядом улучшений в самих пластинах и абсорбирующим материалом внутри банок. Весь электролит находится внутри заполняющего банки материала между пластинами. Так же, как и батарея WET может быть в сухозаряженном виде, что очень удобно.

Плюсы:

  • Не требует обслуживания.
  • Устойчива к сульфатации.
  • Устойчивость к глубокому разряду.
  • Нормально переносит любые наклоны.
  • Высокие пусковые токи.
  • Менее подвержена падению мощности при низких температурах.
  • Более высокие показатели тока холодной прокрутки, чем у батарей Wet.
  • На 40% большее количество рабочих циклов, чем батарея Wet.
  • Хорошо переносит вибрации.

Минусы:

  • Чувствительны к перепадам напряжения в сети.
  • Для подзарядки требуется качественное зарядное устройство.
  • Боится высоких температур при работе. 

GEL

Это свинцовая батарея с густым гелеобразным электролитом. В серии свинцовых аккумуляторов этот тип имеет самый длительный срок службы. Такая батарея может работать без последствий даже постоянно находясь на боку.

Плюсы:

  • Не требует обслуживания.
  • Не боится вибраций.
  • Высокие пусковые токи.
  • Способен работать даже при пробитии корпуса.
  • Стойкость к глубоким разрядам.
  • Широкий диапазон рабочих температур — от –60 до +50 градусов.
  • До 90% большее рабочих циклов, чем батарея Wet.

Минусы:

  • Высокая стоимость.
  • Для подзарядки требуется качественное зарядное устройство со специальным режимом.

Li-ion (LiFePo4)

Четвертый тип аккумуляторов для мото техники – это литий-ионные аккумуляторы. Точнее Литий-железо-фосфатные.  такой вид батарей сильно отличается по своим свойствам от свинцово-кислотных собратьев. Этот аккумулятор имеет небольшую массу и при меньшей ёмкости способен выдавать пусковые токи высокой мощности.  При этом он держит стабильно высокое напряжение даже при длительной нагрузке.

Плюсы:

  • Не требует обслуживания.
  • До 600% больше рабочих циклов, чем батарея Wet.
  • Компактные размеры  и маленькая масса.
  • Способность выдавать высокие токи.
  • Безопасен в использовании.
  • Возможна «быстрая зарядка».

Минусы:

  • Высокая цена.
  • Небольшая максимальная ёмкость.
  • Быстрый разряд при минусовой температуре.
  • Критически боится глубоких разрядов.
  • Теряют ёмкость при температурах близких к нулю и ниже.
  • Крайне капризны в зарядке.

 

Общепризнанной маркировки для мото аккумуляторов не существует. Но значительная часть производителей аккумуляторов и самой техники признаёт стандарт лидера в этой сфере концерна GS YUASA.

moto-akb (2)

Потому часто мото аккумуляторы имеют помимо собственной маркировки дополнительную, соответствующую стандарту YUASA

Delta AGM CT1212.1  155 А.  цаппц

Пример наличия собственной маркировки (сверху) и дополнительной, согласно стандартам Yuasa (внизу)

Либо, формируют своё обозначение беря за основу  маркировку полного аналога от  YUASA.

moto-akb (4)

Желтым выделены маркировки, сформированные на основе стандартов YUASA

Нужды вникать во все тонкости расшифровки просто нет. Тип батареи, напряжение, ёмкость и силу тока производитель обычно пишет на лицевой стороне. Размеры корпуса найти в интернете не проблема.  

moto-akb (5)

Важно! Значение ёмкости в маркировке у батарей AGM указывается приблизительное и может не совпадать со значением в характеристиках.

 

moto-akb (6)

 

При замене аккумулятора удобнее всего ориентироваться на свой старый АКБ.  В случае, если нужно изменить тип аккумулятора, всё равно важно придерживаться прежних размеров, характеристик ёмкости и силы тока, типа клемм и полярности.

Соблюдение размера батареи позволит избежать мучений с её установкой, креплением, и подключением клемм. К тому же, у свинцово-кислотных аккумуляторов есть четкая связь между их размером, ёмкостью и силой тока.    Поэтому желание увеличить, к примеру, ёмкость, неизбежно приведёт к увеличению размера батареи, а это не всегда возможно.

moto-akb (7)

Небольшой плюс/минус по размеру и ёмкости это не страшно. Пусковой же ток часто отличается на батареях с одинаковой ёмкостью, но разного типа и производителя. Его значение можно выбирать с запасом, главное, чтобы не ниже, чем на родном аккумуляторе.

Многообразие типа токовыводов для мото аккумуляторов может привести в замешательство кого угодно, но пугаться не стоит.

moto-akb-razyomy (8)

Хотя универсального обозначения для всех производителей нет, все их можно легко разделить на 5 понятных групп:

Фастон 4,8/ 6,3 мм.
Болт м5/м6/м8 мм.
Плоский разъём (Винт+квадратная гайка).
Флажковый (Болт – гайка 5,5/6,3 мм.) 
Разъёмное соединение  (штекер)

moto-akb-terminals (9)

И опять же, чтобы не иметь проблем с подключением и установкой, достаточно выбирать новую батарею с токовыводом из такой же группы, как на старом аккумуляторе. Отсеяв все прочие группы разобраться с нужным вариантом не составит проблем.

У типа фастон понадобится всего лишь выбрать нужную ширину разъема.
У крепления под болт - подобрать только толщину резьбы.
В разъемном соединении вообще ошибиться не получится.
А плоский и флажковый токовыводы  - это самые непривередливые для замены виды .

 

Помимо привычного многим обозначения есть разные способы классификации типа токовывода, с использованием английских букв, цифр и сочетания букв и цифр, но все они не полные. 

1

Американская система классификации токовыводов: М00-М13

2

Одна из частных систем классификации токовыводов: A-K.

3

Японская система классификации токовыводов: №1-№13

4

Одна из систем обозначения токовыводов принятыхв китае для экспорта в европейские страны: T1-T14, B1-B6.

Полярность мото аккумуляторов насчитывает семь типов. Совершенно спокойно можно выбрать любой из тех, который позволит установить аккумулятор без натяжки и залома проводов. Желательно избегать применения различных переходников и удлинителей, это лишние соединения, и потери мощности батареи.

moto-akb-polyarnost (10)

По стандартам YUASA - полярности 14 типов, но они сильно противоречат привычным нашему человеку и не часто встречаются в использовании.

Есть и ещё одна непопулярная система обозначения полярности. Это система классификации полярности мото батарей с учетом расположения вентиляционного клапана. Информация о ней больше нужна чтобы не запутаться в случае встречи такого обозначения где-либо. такой метод насчитывает 40 вариантов полярности. В нём используются обозначения W1-W24 и T1-T16 (не путать с обозначением типов токовыводов).

по другой классификации

Многих интересует вопрос, можно ли заменять мото аккумулятор батареей для источника бесперебойного питания?

UPS

Аккумулятор для источника бесперебойного питания.

Ответ таков: это разные по назначению батареи. Батарея от ИБП будет работать  на мототехнике, но в большинстве случаев  менее эффективно. Особенно это касается работы стартера.
Для уверенного старта от батареи требуется мощный пусковой ток, но батарея для ИБП заточена на медленную и стабильную отдачу заряда, её пластины в полтора раза толще чем у мото батареи и ток заряда полагается ниже.   Но стоит отметить, что аккумуляторы для ИБП будут относительно хорошо себя чувствовать на технике с электродвигателем.   

Как подготовить к использованию мото аккумулятор?

Многие мото аккумуляторы продаются в сухозаряженном виде. Это очень хороший вариант для использования. Электролит идет в комплекте и заливается  в банки перед установкой на технику.

shop_items_catalog_image7078

У разных производителей разная инструкция по поводу зарядки такого акб после заливки. Одни рекомендуют заряжать, другие просто установить и использовать. Самое главное, после заливки аккумулятор не должен стоять без дела. Цикличный химический процесс нужно подстегнуть в правильном направлении.

Мы рекомендуем всегда в момент ввода акб в эксплуатацию заряжать аккумулятор десятью процентами тока от ёмкости. Минимум 30 минут. А лучше в автоматическом режиме, до его завершения, и потому  зарядка любого акб, в нашем случае -  AGM (и тем более GEL аккумулятора) должна производиться ни в коем случае не самодельным зарядным устройством, а качественным микропроцессорным зарядником с отдельным режимом для мото аккумуляторов.  

На это всё.

АКБСТАРТ

   

Дата:
15.05.2023