Поддержка пользователей Ozon и WB : +7(909)920-96-96
Признаки того, что акб отработал или как понять, что аккумулятор в автомобиле пора менять на новый.
Аккумуляторная батарея подвержена естественному износу в результате ряда очевидных факторов:
- выкипания электролита
- сульфатации
- разрушения активной массы пластин
В нормальных условиях эксплуатации средняя батарея служит по 3–5 лет.
При редких непродолжительных поездках, дополнительной нагрузке и без своевременного обслуживания ресурс АКБ сокращается, что приводит к падению емкости, пускового тока и невозможности запуска двигателя. Чаще всего проблемы проявляются в холодное время года из-за увеличения нагрузки на батарею и снижения эффективности её зарядки.
О том, как умирает аккумулятор автомобиля, какие признаки указывают на это и как понять, когда пора менять АКБ на автомобиле – расскажем в этой статье.
Основной признак, что аккумулятор в автомобиле пора менять — быстрое падение напряжения даже под небольшой нагрузкой во время стоянки (при условии, что ток потребления в этом режиме в пределах нормы – не выше 80 мА). Даже если напряжение подсевшего АКБ удалось поднять до 12,7 В с помощью зарядного устройства, но после установки на автомобиль и стоянки более 12 часов оно вновь просаживается до 12,5 и ниже — меняйте. В противном случае в какой-то момент (зачастую морозным утром) не сможете запустить двигатель. НО! Именно это легко перепутать с обычной избыточной утечкой, поэтому оговорка про ток потребления это ключевой момент.
В целом важно не путать очевидные проверяемые признаки с тем, что "кажется".
Признаки износа аккумулятора на авто обычно наиболее явно проявляются при запуске двигателя и при повышении нагрузки на бортовую сеть. Некоторые из них могут указывать как на исчерпание ресурса самой батареи, так и просто на падение уровня заряда из-за неисправности генератора или повышенного энергопотребления, вызванного неправильной работой оборудования.
Основные симптомы умирающего аккумулятора автомобиля:
- стартер с трудом приводит в движение маховик, в особенности при низкой температуре, обороты явно замедляются при удержании ключа или кнопки запуска более 2–3 секунд;
- сильно падает яркость свечения ламп фар и освещения салона при заглушенном моторе, а после старта скачкообразно растет;
- аккумулятор садится в ноль после 12-часовой стоянки;
- обороты холостого хода падают при включении дополнительных потребителей, а при включении кондиционера иногда глохнет мотор;
- включение потребителя (габариты и фары, аудиосистема, компрессор для подкачки колес) на стоянке с заглушенным двигателем вызывает заметную просадку напряжения АКБ;
- при заглушенном двигателе стеклоочистители, стекла и люк с электроприводом движутся слишком медленно и с трудом.
При выявлении описанных симптомов необходимо заглянуть под капот и осмотреть АКБ. Явные признаки выхода аккумулятора из строя и их причины перечислены в следующем разделе.
Признаки и причины умирающего аккумулятора на автомобиле
Исчерпавший свой ресурс аккумулятор может отказать в любой момент. Помимо того, что машина может не запуститься при похолодании или после нескольких коротких поездок, возможно разрушение корпуса АКБ с вытеканием электролита, сбои в бортовой электронике из-за перепадов напряжения и т. д. Кроме того, существенно повышается нагрузка на генератор. Заметив признаки умирающего аккумулятора, необходимо принять меры для устранения причин их появления, после чего зарядить батарею или заменить её.
Признаки умирающего автомобильного аккумулятора и их причины:
Срок службы АКБ зависит от ее типа:
- обычные свинцовые сурьмянистые и малосурьмянистые – около 1–4 года;
- гибридные и кальциевые – около 2–5 лет;
- AGM – 5-10 лет;
- гелевые (GEL) – 5–10 лет.
Признаки износа аккумулятора автомобиля могут появиться и раньше при коротких пробегах, частых запусках, большом количестве дополнительного оборудования, например, нештатной мультимедийной системе с усилителями и динамиками большей мощности, либо неисправностях, приводящих к недостаточному заряду или переразряду. В то же время в хороших условиях и при своевременном обслуживании АКБ может прослужить в 1,5–2 раза дольше положенного срока.
Как проверить, нужно ли менять аккумулятор?
Однозначно на необходимость замены автомобильного аккумулятора указывают лишь повреждение корпуса, разрушение или замыкание пластин. В остальных случаях можно попробовать продлить срок службы батареи, попытавшись зарядить ее и проведя испытания. Для предварительной оценки износа автомобильного аккумулятора перед тестированием нужно:
- Измерить напряжение. На исправной АКБ с нормальным остаточным ресурсом оно должно быть не ниже 12,6 Впри измерении спустя 3 часа после зарядки. Более низкие значения свидетельствуют о критическом износе, а если вольтаж не достигает 11 В, то есть вероятность КЗ одной из ячеек.
- Проверить плотность электролита. В норме на исправной заряженной аккумуляторной батарее она должна составлять около 1,27–1,28 г/см3 при комнатной температуре.
Проверить плотность можно и на разряженной батарее, но тогда для оценки ее состояния нужно сравнивать полученные значения с табличными.
Нормальная зависимость плотности от температуры и заряда указана на иллюстрации. - Проверить уровень электролита. В норме электролит должен иметь уровень на 1,5–2 см выше краяпластин. Во многих АКБ внутри сервисных отверстий есть метки уровня, в некоторых моделях он отображается с помощью поплавкового индикатора. Если уровень ниже нормы, его можно восстановить дистиллированной водой.
- Проверить сульфатацию. В обслуживаемых АКБ с пробками, выкрутив их, можно визуально осмотреть пластины. В идеале в заряженном состоянии на них не должно быть светло-серого налета, небольшое количество допустимо, а вот отложения на большей части площади указывают на высокую степень износа аккумулятора автомобиля.
Достоверно выявить износ аккумуляторов автомобилей можно с помощью диагностического оборудования или тестов.
Тест 1: Испытание штатной нагрузкой
Узнать остаточный ресурс аккумулятора только по внешним признакам и напряжению не всегда возможно. Более правильный подход – испытание под нагрузкой. Самый простой способ определить умирающий аккумулятор – нагрузить его штатными электроприборами. Для теста необходимо:
- После подзарядки или длительной поездки подождать от 1–2 часов до нормализации напряжения на АКБ.
- Включить свет фар.
- Подождать около 30 минут.
- Запустить мотор снова.
Если АКБ еще исправная, а мотор в порядке, то он запустится с первой попытки, стартер будет крутить бодро. При изношенном аккумуляторе пуск окажется затрудненным (или вовсе невозможным) и должно быть слышно, как стартер работает «в натяг», его обороты проседают.
Проверка нагрузочной вилкой.
Быстро определить, что аккумулятор пора менять, можно с помощью нагрузочной вилки. Тест проводится на заряженной батарее в таком порядке:
- Подключить нагрузочную вилку ненагруженным выводом и измерить напряжение разомкнутой цепи (НРЦ).
- Подключить нагрузочную вилку вторым выводом и измерить напряжение под нагрузкой большим током.
- Выдержать вилку подключенной около 5 секунд и проследить за изменениями напряжения на ее шкале или экране.
В хорошем состоянии заряженная АКБ должна выдавать 12,6–13 В без нагрузки. После подключения вилки напряжение будет проседать и по величине просадки можно приблизительно оценить степень износа. На полностью исправной автомобильной батарее 55–75 А/ч должно происходить падение не ниже 10,5–11 В.
Если аккумулятор «уставший», но еще пригодный к работе, то напряжение в нагрузке составит 9,5–10,5 В. Если значения падают ниже 9 В, то такую АКБ вскоре придется заменить.
Характер изменения показаний – второй показатель износа. Если под нагрузкой напряжение на приборе стабильно или даже немного растет, то батарея исправна. Постоянное снижение вольтажа свидетельствует, что АКБ уже изношена и не держит нагрузку.
Измерение ёмкости нагрузкой
Емкость аккумулятора измеряется в А/ч и указывается на АКБ. Это значение получают путем разрядки батареи нагрузкой 5% от номинальной емкости, то есть 2,5 А для 50 А/ч или 5 А для 100 А/ч. Необходимо зарядить АКБ, а затем действовать в следующем порядке:
- Измерить НРЦ заряженной и отстоявшейся несколько часов батареи.
- Подключить нагрузку соответствующей мощности (для легковой АКБ подойдет лампочка на 12 В до 30–40 Вт).
- Оставить АКБ с нагрузкой на 5 часов.
Если АКБ разрядилась до напряжения ниже 11,5 В на этом этапе, итог уже понятен: ее ресурс исчерпан!
- Отключить нагрузку, подождать несколько минут для стабилизации НРЦ и измерить его, чтобы оценить степень заряда батареи по напряжению.
- Определить процент разряда. Например, если по напряжению АКБ имеет уровень 70%, то полностью заряженная батарея разрядилась на 30%.
- Рассчитать остаточную емкость по формуле Cост.=(нагрузка в А)*(время в часах)*100/(процент разряда).
Если лампа потребляет 3,3 А, а батарея емкостью 60-65 А/ч за 5 часов разрядилась на 40%, то Cост.=3,3*5*100/40=41,25 А/ч, что свидетельствует о наличии заметного, но еще приемлемого износа. Такая АКБ будет работать, только в сильный мороз возможны трудности запуска.
В некоторых случаях емкость батареи, упавшую из-за сульфатации пластин, можно немного поднять с помощью нескольких циклов заряд-разряд малым током или в импульсном режиме, доступном в ряде моделей автоматических зарядных устройств.
Измерение внутреннего сопротивления
Еще один способ, позволяющий понять, что аккумулятор на авто умирает, состоит в измерении внутреннего сопротивления АКБ.
Сделать это можно прямым и косвенным методом:
- Прямой. Используется специальный тестер.
- Косвенный. Величина внутреннего сопротивления определяется по падению напряжения при известной нагрузке.
Исправная и заряженная свинцовая АКБ, при испытании тестером, должна показать внутреннее сопротивление порядка 3–7 мОм (0,003-0,007 Ом). Чем больше емкость – тем ниже должна быть величина. Рост значения вдвое свидетельствует об исчерпании ресурса примерно на 50%.
Для косвенного расчета сопротивления понадобится мультиметр или вольтметр и нагрузка с известным током потребления. Лучше всего подходит автомобильная лампочка мощностью 60 Вт.
Как проверить ресурс аккумулятора путем расчета сопротивления:
- На заряженной и отстоявшейся батарее измеряется НРЦ.
- К аккумулятору подключается нагрузка, которая выдерживается до стабилизации напряжения – обычно около минуты.
Если напряжение резко падает ниже 12 В, не стабилизируется и постоянно снижается даже под небольшой нагрузкой – износ АКБ уже очевиден и без дальнейших тестов.
- Измеряется напряжение АКБ под нагрузкой.
- Рассчитывается величина падения НРЦ (ΔU).
- Полученная величина ΔU делится на ток (I) нагрузки (5 А для лампы на 60 Вт) для получения величины сопротивления по формуле Rпр.=ΔU/ΔI. ΔI будет равна 5 А для лампы 60 Вт.
- Рассчитывается теоретическое внутреннее сопротивление АКБ путем деления его номинального напряжения на указанный пусковой ток по формуле Rтеор.=U/I.
- Теоретическое значение сравнивается с практическим и по их разнице определяется состояние АКБ. Если батарея исправна, то отставание фактического результата от теоретического будет небольшим.
Для примера возьмем АКБ на 60 А*ч и пусковым током 600 А, заряженную до 12,7 В. Её теоретическое сопротивление Rтеор.=12,7/600=0,021 Ом или 21 мОм.
Если перед НРЦ составило 12,7 В, а при замерах после нагрузки – 12,5 В, в примере это будет выглядеть следующим образом: Rпр.=(12,7-12,5)/5=0,04 Ом или 40 мОм. По итогам измерений можно рассчитать пусковой ток АКБ с учетом износа по закону Ома, то есть I=12,7/0,04=317,5 А (от заводских 600 А)
Если до замеров напряжение составляло 12,65 В, а после – 12,55, то Rпр.=(12,65-12,55)/5=0,02 Ом или 20 мОм. Это сходится с теоретическими 21 мОм, и по закону Ома получаем I=12,67/0,021=604 А, то есть батарея в идеальном состоянии.
Самый простой и доступный тест.
Использование аккумуляторного тестера. Самостоятельно или в сервисном центре Вы можете попросить протестировать подобным прибором своб батарею. Причем нет существенной разницы в точности показаний между моделями дешевой категории и профессиональными аналогами.
Самая важная функция подобных приборов, они показывают реальную силу тока (конечно же они её не измеряют, а вычисляют импульсным методом). В зависимости от модели эти приборы имеют разное количество единиц измерения тока по разным стандартам, но самые ходовые стандарты есть везде. Многие модели показывают еще и внутреннее сопротивление. По этим двум показателям можно сделать многие выводы. Даже без глубоких знаний можно будет понять, что при силе пускового тока, упавшей на треть или почти вдвое по сравнению с показателями новой батареи - жить батарея долго не будет, или же наоборот, высокий показатель тока пусть даже у неновой батареи недвусмысленно намекнет, но на пенсию аккумулятор не собирается.
Высокое внутреннее сопротивление сообщит о плохом состоянии пластин, что особенно важно для батарей с герметичными корпусами.
В общем, штука полезная. Но еще правильнее будет обратиться к специалисту, который измерит батарею совокупно тестером, нагрузочной вилкой и ареометром, и грамотно проанализирует состояние аккумулятора. Прогнозам добросовестного специалиста вполне можно доверять. Часто ожидаемый срок службы даётся с точностью до месяца или температуры.
Прогресс сильно упростил нам задачи по диагностике. Но не освободил от необходимости быть внимательными.
Похожие новости
-
27.12.2022Аккумулятор, точнее электролит в нем вполне может замерзнуть, Из-за чего и что делать в такой ситуации мы сейчас коротко объясним.