Как выбрать аккумулятор правильно. Подбор автомобильного аккумулятора. Советы профессионалов.

Главные условия в подборе АКБ — это чтобы она (батарея):

  • Вместилась на отведенное ей место на Вашем автомобиле.
  • Могла быть нормально подсоединена к электросети и при этом.
  • Была надежно закреплена.

    Следующий фактор — выбор электрических характеристик батареи, ёмкости и стартового тока, здесь можно очень долго рассказывать нюансы, но касательно пускового тока очень просто можно выразиться так: «Чем больше, тем лучше». По ёмкости тоже можно делать запас, но уже без фанатизма.  Запасных 5-10% от рекомендованной ёмкости будет достаточно.

    Как ни странно, но при таком подходе очевидный выбор может противоречить Вашим предпочтениям, мы рекомендуем свои собственные пристрастия учитывать ради спокойствия.

   В общем, самостоятельно подобрать батарею можно и это не так уж трудно. Но вариант поручить это специалистам имеет свои преимущества. Люди с опытом и специальными знаниями могут:

  • Предложить иной допустимый типоразмер батареи;
  • Провести экспресс-диагностику электрооборудования Вашего автомобиля;
  • Отговорить Вас от бессмысленных затрат, если дело не в аккумуляторе.

1. Размеры АКБ и типы корпусов.

   При самостоятельном подборе АКБ первым делом следует замерить ее габариты — длину, ширину и высоту (корпуса и вместе с клеммами). Эти параметры задают так называемый типоразмер АКБ. Производители выпускают батареи по заданным и согласованным размерам, это и есть типоразмеры АКБ. Батареи одного типоразмера — взаимозаменяемы. При этом речь не идет о соблюдении заданных размеров с точностью до миллиметра, реальные размеры аккумулятора могут отличаться от заданных стандартов на
+/- 2-7 мм. Для легковых автомобилей в основной массе представлены три типа АКБ:

JIS азиатский  (с торчащими над корпусом токовыводами),
DIN/EN европейский  (клеммы вровень с крышкой)
SAE  американский (с дополнительными токовыводами)

корпусов акб. Европа азия америка

    Стандарт JIS для легковых автомобилей задает следующие основные типоразмеры: B19, B24, D23, D26, D31, D33, E41. Расшифровываются они достаточно просто, первая буква обозначает ширину аккумулятора: B — 127 мм, D и E −172 мм, цифры — округленную до сантиметров длину, т.е., к примеру, самый распространенный типоразмер B24 задает длину АКБ около 24 см. (обычно 233-235 мм.). Высота всех азиатских АКБ для легковых машин — около 200 при замерах без учета высоты клемм и 220 мм с ними. Европейский стандарт легковых АКБ включает следующие типоразмеры: L1 и LB1, L2 и LB2, …, L6 и LB6. Буквы показывают высоту батареи, «обычные» L −190 и «низкие» LB — 175 мм. Ширина всех легковых батарей стандарта DIN/EN — одинакова, 175 мм. Цифра после букв указывает на длину АКБ, округленно от 20 до 41 см. Американский стандарт BCI мало представлен на нашем рынке и по большей части соответствует азиатским типоразмерам JIS. Экзотическое исключение — наличие боковых терминалов, т.е. полюсных выводов на боковой грани.

корпусов азиатских аккумуляторов

   Грузовые АКБ часто обозначаются как TRUCK 19/22/27, где числа — округленно ширина батарей в сантиметрах, длина этих грузовых АКБ 510-520 мм. Отдельное место занимает типоразмер 31T/S — так называемая «шпилька», АКБ с резьбовыми клеммами, ставящиеся в основном на американские тягачи.


2. Полярность.

   Полярность АКБ - расположение плюсовой и минусовой клемм. Для определения полярности нужно повернуть батарею к себе клеммами и определить с какой стороны находится минусовая клемма (маркировка «+» и «-» ставятся обычно на корпусе АКБ возле клемм).

     Для легковых АКБ «минус» слева — полярность обратная -  "0". «Минус» справа — полярность прямая  - "1".  
Для грузовых АКБ приняты следующие обозначения, «минус» слева — российская полярность - «4».  Справа — европейская «3» 
Типы "2" встречаются на аккумуляторах для спец техники, часто это аккумуляторы на 6 вольт.
А полярность типа "5" - это расположение токововодов на батареях американского типа "шпилька" 

   На старых автомобилях длина проводов с креплениями для клемм часто позволяет «дотягиваться» до выводов батарей с любой полярностью, но в современных машинах это встречается крайне редко.

виды полярности аккумуляторов

3. Типы клемм

   Немного менее важный параметр — тип клемм. Большинство легковых АКБ выпускаются со стандартными клеммами, плюсовая 19,5 мм, минусовая 17,9 мм. Но на азиатских типоразмерах B19 и B24 применяются так называемые «узкие клеммы» 12,7 и 11,1 мм. Вопрос соответствия клемм креплениям на автомобиле можно решить применением переходников как со стандартных на узкие, так и наоборот. Поэтому для нашей сети, в которой всегда имеются в наличии такие переходники, этот момент подбора АКБ немного менее важен.

   Достаточно редки в применении аккумуляторы с боковыми терминалами, когда разъемы под болтовое соединение располагаются на боковой грани АКБ. Обычно такие батареи устанавливаются на американские автомобили.

   Для грузовых отечественных автомобилей характерно крепление «под болт», для импортных — стандартные клеммы (под конус). Для этого сектора производители все чаще предлагают конусные АКБ с переходниками для крепления «под болт». Для только конусных грузовых батарей в наших магазинах всегда присутствуют такие переходники отдельно.

    Грузовой типоразмер 31T/S выделяется резьбовыми клеммами — «шпильками».

клемм4. Типы крепления

   Верхнее крепление характерно для азиатских АКБ, подразумевает фиксацию планкой поверх батареи, которая затем притягивается болтами к корпусу автомобиля.

23 file

    Нижнее крепление распространенно у европейских автомобилей. В Этом случае АКБ крепится за нижний выступ, так называемую «юбку», «прилив», «буртик».

61903243045. Ёмкость батареи.

     Очень часто подбор стартерных батарей ведется именно по этому параметру. Это — неверный подход, объясним почему.

   Во-первых, ёмкость не определяет физические характеристики батареи, АКБ абсолютно разных типоразмеров (габаритов) могут быть одной емкости. Подобрав подходящую по емкости АКБ вы не застрахованы от того, что она не подойдет к отведенному ей место.

     Во-вторых, существует ошибочное мнение, что если на машине стоит АКБ определенной емкости, то следует устанавливать аккумулятор именно такой емкости. В качестве аргумента приводится довод, что «генератор не сможет зарядить батарею большей емкости». Утверждение абсолютно не верно и, более того, мы всегда рекомендуем устанавливать АКБ большей емкости. Даже заглянув в «мануал» практически любого автомобиля можно увидеть, что рекомендуется довольно широкий диапазон емкостей.

емоксти от температуры

   Будет ли батарея любой емкости заряжаться зависит от баланса зарядки и энергопотребления. Если на вашем автомобиле потребление энергия превышает возможности систем осуществлять зарядку, то батарея любой емкости будет недозаряжаться. Но при этом АКБ меньшей емкости будет разряжаться быстрее! И, наоборот, даже при проблемах с зарядом батареи при ее большей емкости вы сможете проехать дольше и дальше. Доказанный факт, что при −30 С емкость АКБ снижается до 2 раз. В условиях холодного климата, при наличии дополнительных потребителей энергии (сигнализация, предпусковые отопители, мощные аудиосистемы, подогревы сидений и пр.) после определения типоразмера и других параметров описанных выше, для более уверенной эксплуатации Вашего автомобиля мы рекомендуем устанавливать АКБ максимальной емкости.

 заряда от плотности

6. Пусковой (стартовый) ток.

   Стартовый ток холодного пуска — самый важный параметр для запуска двигателя Вашего автомобиля, особенно в условиях холодных зим. Говоря просто — это мощность вашего аккумулятора, от этого показателя зависит насколько мощно АКБ сможет провернуть стартер и завести автомобиль. Также как и емкость при −30 С стартовый ток снижается почти в два раза.

пускового тока от холодной температуры

   Значения замеров токов по разным стандартам отличаются. Европейский EN примерно аналогичен отечественному ГОСТ. Американский SAE — азиатскому JIS. Между собой они соотносятся приблизительно как I (SAE) = 1,067 * I (EN).

стандарты пусковых токов

   Для уверенного запуска двигателя Вашего автомобиля настоятельно рекомендуем выбирать АКБ с максимальным пусковым током в рамках Вашего бюджета.

7. Важна ли марка (производитель)?

   На эту тему было сказано и написано много. Надпись на аккумуляторе почти ничего не значит. Важны реальные показатели. А всё, потому что, почти любой производитель имеет в своём ассортименте от эконома до премиума. И все истории про долгие годы работы мы слышим про премиальные батареи с ценой, как половина капитального ремонта двигателя, и начинаем это переносить на батареи с тем же названием. А разница между ними ничуть не меньше, чем в масштабах марки тойота разница между Лэнд Крузером и малолитражкой Витс. Поэтому переплату за бренд никто не отменял. Производителей в стране и в мире достаточно.     

8. Герметичность корпуса. Возможность обслуживать.

   Под обслуживаемостью АКБ мы подразумеваем возможность доступа к банкам аккумуляторной батареи, наличие так пробок в том или ином виде.

аккумулятор

   На современных автомобилях диапазон напряжения заряда аккумуляторной батареи установлен в 13,8-14,5 А. При соблюдении этого режима большинство аккумуляторных батарей практически не требуют обслуживания и поэтому многие производители полностью убирают доступ к банкам аккумулятора.

   Но есть ряд автомобилей, на которых установлены диапазоны работы бортовой сети выше 14,5 В. Для таких автомобилей по инструкции предписано использование обслуживаемых аккумуляторов и ежемесячная проверка уровня электролита в банках. АКБ на таком автотранспорте в результате реакции гидролиза теряют воду, что приводит к снижению уровня электролита, а в конечном итоге к быстрому выходу АКБ из строя.

9. Технология AGM

В традиционных АКБ электролит находится в жидком состоянии, если потрясти такой аккумулятор вы услышите плеск.

Технология AGM (Absorbent Glass Mat) подразумевает, что между пластинами АКБ располагается специальныйпористый материал из стекловолокна, который затем пропитывается электролитом. Т.е. электролит получается связанным.

пластины и AGM технология

Смотреть  ВСЕ аккумуляторы AGM в каталоге. 

   Такая конструкция обеспечивает полную непроливаемость батареи, ее можно устанавливать хоть «к верх ногами». Плотная компоновка составляющих аккумуляторов AGM обеспечивают их высочайшую устойчивость к вибрациям, активная масса — не осыпается, срок службы батарей больше традиционных до 2 раз.

   Cтартовые токи AGM батарей, как правило, существенно выше, чем у обычных. Они устойчивы к глубоким разрядам и выдерживают существенно большее количество циклов заряда-разряда.

   Практически по всем показателям AGM аккумуляторы существенно превосходят жидкокислотные, но также и выше по стоимости.

  При эксплуатации важно следить за соблюдением верхнего значения заряда АКБ, AGM батареи чувствительны к перезаряду и перегреву. При превышении напряжения заряда 15,0-15,2 В начинается активное выкипание электролита, а в силу герметичности конструкции этих батарей восстановление объема электролита невозможно.

10. Технология Punch Frame.

   Punch Frame — наиболее передовая технология производства решеток (токоотводов) аккумуляторов методом штамповки. Первым эту технологию начал широко применять мировой лидер производства АКБ Johnson Controls (ТМ Varta, Bosch). 

   На самом деле это лишь одно из названий такой технологии. Маркетинговые ходы вынуждают примерно одно и тоже называть разными названиями, чтобы  можно было заявить об уникальности. В результате мы имеем не только Punch Frame но и 3DX или X-Frame. Суть одна - решетки штампованные из цельного листа свинца. 

  Штампованные решетки позволяют увеличить электрические характеристики аккумуляторов на 20-30%, срок службы — до 2 раз.


Заключение.

Самостоятельный выбор аккумулятора при нулевых знаниях – это задача довольно сложная и волнительная. В такой ситуации лучше обратиться к специалисту, к которому есть доверие. Если же общее понимание аккумулятора есть, то взвесив все «за» и «против» выбор новой батареи сделать не так уж сложно.  

Дата:
07.12.2022

Похожие новости