Аккумуляторы для мототехники делятся на 4 типа:
WET
Обычная свинцовая батарея с жидким электролитом. Самое простое устройство, вполне надежное в эксплуатации, но имеющее определённые ограничения. Такие АКБ часто продаются в сухозаряженном виде, что очень удобно, потому что датой изготовления, по сути, можно считать день заливки.
Плюсы:
Минусы:
AGM
Это свинцовая батарея с рядом улучшений в самих пластинах и абсорбирующим материалом внутри банок. Весь электролит находится внутри заполняющего банки материала между пластинами. Так же, как и батарея WET может быть в сухозаряженном виде, что очень удобно.
Плюсы:
Минусы:
GEL
Это свинцовая батарея с густым гелеобразным электролитом. В серии свинцовых аккумуляторов этот тип имеет самый длительный срок службы. Такая батарея может работать без последствий даже постоянно находясь на боку.
Плюсы:
Минусы:
Li-ion (LiFePo4)
Четвертый тип аккумуляторов для мото техники – это литий-ионные аккумуляторы. Точнее Литий-железо-фосфатные. такой вид батарей сильно отличается по своим свойствам от свинцово-кислотных собратьев. Этот аккумулятор имеет небольшую массу и при меньшей ёмкости способен выдавать пусковые токи высокой мощности. При этом он держит стабильно высокое напряжение даже при длительной нагрузке.
Плюсы:
Минусы:
Общепризнанной маркировки для мото аккумуляторов не существует. Но значительная часть производителей аккумуляторов и самой техники признаёт стандарт лидера в этой сфере концерна GS YUASA.
Потому часто мото аккумуляторы имеют помимо собственной маркировки дополнительную, соответствующую стандарту YUASA.
Пример наличия собственной маркировки (сверху) и дополнительной, согласно стандартам Yuasa (внизу).
Либо, формируют своё обозначение беря за основу маркировку полного аналога от YUASA.
Желтым выделены маркировки, сформированные на основе стандартов YUASA.
Нужды вникать во все тонкости расшифровки просто нет. Тип батареи, напряжение, ёмкость и силу тока производитель обычно пишет на лицевой стороне. Размеры корпуса найти в интернете не проблема.
Важно! Значение ёмкости в маркировке у батарей AGM указывается приблизительное и может не совпадать со значением в характеристиках.
При замене аккумулятора удобнее всего ориентироваться на свой старый АКБ. В случае, если нужно изменить тип аккумулятора, всё равно важно придерживаться прежних размеров, характеристик ёмкости и силы тока, типа клемм и полярности.
Соблюдение размера батареи позволит избежать мучений с её установкой, креплением, и подключением клемм. К тому же, у свинцово-кислотных аккумуляторов есть четкая связь между их размером, ёмкостью и силой тока. Поэтому желание увеличить, к примеру, ёмкость, неизбежно приведёт к увеличению размера батареи, а это не всегда возможно.
Небольшой плюс/минус по размеру и ёмкости это не страшно. Пусковой же ток часто отличается на батареях с одинаковой ёмкостью, но разного типа и производителя. Его значение можно выбирать с запасом, главное, чтобы не ниже, чем на родном аккумуляторе.
Многообразие типа токовыводов для мото аккумуляторов может привести в замешательство кого угодно, но пугаться не стоит.
Хотя универсального обозначения для всех производителей нет, все их можно легко разделить на 5 понятных групп:
Фастон 4,8/ 6,3 мм.
Болт м5/м6/м8 мм.
Плоский разъём (Винт+квадратная гайка).
Флажковый (Болт – гайка 5,5/6,3 мм.)
Разъёмное соединение (штекер)
И опять же, чтобы не иметь проблем с подключением и установкой, достаточно выбирать новую батарею с токовыводом из такой же группы, как на старом аккумуляторе. Отсеяв все прочие группы разобраться с нужным вариантом не составит проблем.
У типа фастон понадобится всего лишь выбрать нужную ширину разъема.
У крепления под болт - подобрать только толщину резьбы.
В разъемном соединении вообще ошибиться не получится.
А плоский и флажковый токовыводы - это самые непривередливые для замены виды .
Помимо привычного многим обозначения есть разные способы классификации типа токовывода, с использованием английских букв, цифр и сочетания букв и цифр, но все они не полные.
Американская система классификации токовыводов: М00-М13
Одна из частных систем классификации токовыводов: A-K.
Японская система классификации токовыводов: №1-№13
Одна из систем обозначения токовыводов принятыхв китае для экспорта в европейские страны: T1-T14, B1-B6.
Полярность мото аккумуляторов насчитывает семь типов. Совершенно спокойно можно выбрать любой из тех, который позволит установить аккумулятор без натяжки и залома проводов. Желательно избегать применения различных переходников и удлинителей, это лишние соединения, и потери мощности батареи.
По стандартам YUASA - полярности 14 типов, но они сильно противоречат привычным нашему человеку и не часто встречаются в использовании.
Есть и ещё одна непопулярная система обозначения полярности. Это система классификации полярности мото батарей с учетом расположения вентиляционного клапана. Информация о ней больше нужна чтобы не запутаться в случае встречи такого обозначения где-либо. такой метод насчитывает 40 вариантов полярности. В нём используются обозначения W1-W24 и T1-T16 (не путать с обозначением типов токовыводов).
Многих интересует вопрос, можно ли заменять мото аккумулятор батареей для источника бесперебойного питания?
Аккумулятор для источника бесперебойного питания.
Ответ таков: это разные по назначению батареи. Батарея от ИБП будет работать на мототехнике, но в большинстве случаев менее эффективно. Особенно это касается работы стартера.
Для уверенного старта от батареи требуется мощный пусковой ток, но батарея для ИБП заточена на медленную и стабильную отдачу заряда, её пластины в полтора раза толще чем у мото батареи и ток заряда полагается ниже. Но стоит отметить, что аккумуляторы для ИБП будут относительно хорошо себя чувствовать на технике с электродвигателем.
Как подготовить к использованию мото аккумулятор?
Многие мото аккумуляторы продаются в сухозаряженном виде. Это очень хороший вариант для использования. Электролит идет в комплекте и заливается в банки перед установкой на технику.
У разных производителей разная инструкция по поводу зарядки такого акб после заливки. Одни рекомендуют заряжать, другие просто установить и использовать. Самое главное, после заливки аккумулятор не должен стоять без дела. Цикличный химический процесс нужно подстегнуть в правильном направлении.
Мы рекомендуем всегда в момент ввода акб в эксплуатацию заряжать аккумулятор десятью процентами тока от ёмкости. Минимум 30 минут. А лучше в автоматическом режиме, до его завершения, и потому зарядка любого акб, в нашем случае - AGM (и тем более GEL аккумулятора) должна производиться ни в коем случае не самодельным зарядным устройством, а качественным микропроцессорным зарядником с отдельным режимом для мото аккумуляторов.
На это всё.
АКБСТАРТ